www.istra-portal.ru    главная           реклама на сайте           карта сайта

  Меню  

  Фотографии города  

  Случайный житель  

  Бизнес информация  

  ИСТРА | Новости -> 06 июля 2009  

Праздник в честь Иоанна Предтечи

06 июля 2009

В современном календаре православной церкви насчитывается 65 Ивановых дней. Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июле. Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, 7 июля стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя. Начавшись торжественным утренним молебном в церкви, праздник в честь Иоанна Предтечи и Крестителя издревле выходил за церковную ограду на улицу и широко разливался за городом или селом по окрестным лугам и лесам, по берегам рек и озер: всюду веселился народ, справлял многочисленные обряды, сложившиеся в ходе этого поистине народного гулянья.

В празднике Ивана Купалы так же, как и во многих других великих христианских торжествах, неразделимо соединялись церковные обряды с игрищами и затеями, которыми издревле сопровождался Иванов день, наполняясь народным духовным творчеством. Не только в песнях, но и в народных поговорках и приметах отразился веселый и повсеместно почитаемый Иванов день.

Поговорки гласили:

Дядя Иван и людям и нам. После Ивана не надо жупана. Купалинка – ночь маленька. До Ивана, детки, просите дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу. (К детским молитвам Бог всегда был более милостивым.)

Приметы:

Коли до Ивана просо (в метелках) в ложку, то будет и в ложке. На Иванову ночь звёздно – будет много грибов. Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов.

О рождении Ивана Предтечи в Евангелиях рассказывается: священник Захарий и его жена Елизавета горько сетовали, что не имеют наследника. Однажды во время богослужения в храм к Захарию явился архангел Гавриил и сказал, что жена родит ему сына, которого следует наречь Иоанном (Иоанн по-древнееврейски – божий дар). «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются», – сказал архангел.

Престарелый Захарий усомнился в реальности предсказания, и архангел наказал его за неверие немотой до самого рождения ребенка. А когда Елизавета разрешилась сыном, названным, как велел архангел, Иоанном, Захарий вновь обрел дар речи.

О детстве и отрочестве Иоанна ничего не известно. Но, возмужав, Иоанн, недовольный общественной жизнью, удалился в пустыню и жил там уединенно несколько лет, выработав в себе определенные твердые убеждения и стойкий характер. Одевался он в рубище, питался акридами (жареной саранчой) и медом.

Вновь явился он к людям пророком и проповедником. Он предсказал пришествие мессии – Иисуса Христа. И стал проповедовать его будущее учение. Знаком принятия веры в близкий приход Спасителя Иоанн избрал обряд крещения (омовения) людей путем погружения их в реку или озеро. «И принимали крещение от него на реке Иордан, исповедуя ему грехи свои», – сказано в Евангелии апостола Матфея. Когда явился Иисус Христос, он тоже пришел к Иоанну и тоже крестился у него.

В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день. Считалось, что в эти светлые и знойные дни лета солнце купалось в реках и озерах и вода приобретала чудодейственные, целебные свойства, которые очищали тело от всякой скверны. И люди с наслаждением плескались в реке или озере, обливали друг друга теплой речной или прудовой водой.

Наступал разгар лета. Солнце набирало наибольшую силу. И в дни Ивана Купалы особыми обрядами чествовали солнце – древнего Ярилу. С вечера дня святой Аграфены Купальницы б июля (23 июня) в ночь под Ивана Купалу девушки и парни водили хороводы, жгли «купальские костры» и прыгали через огонь, очищаясь от «худых напастей».

Окрестные леса наполнялись веселым гамом молодежи. Девушки бродили по лесу и собирали целебные травы: череду от золотухи, шалфей от «горловой скорби», зверобой, девясил, мать-мачеху, разрыв-траву... Существовало поверье, что перед разрыв-травой падают замки и запоры. А про тирлич (стародубку) говорилось в народе: «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей и сердитых родственников». Надо было лишь угостить их чудодейственным настоем. Тирлич, кроме того, приносил богатство и славу, а с зашитым в ладонку корещком ревеньки человек не утонет ни в бурной реке, ни в мутном озере.

Некоторые девушки пускались на заре на поиски своего счастья – любовной травы иван-да-марья. Название ее связывалось с легендой. Будто бы встретились Иван да Марья, брат и сестра, разлученные в детстве. Понравились, полюбились друг другу. И поженились. Но тут выяснилось, что они – брат и сестра. И превратились в наказание за содеянный великий грех в травку с цветами разного цвета на одном стебле: Иван – синенький, а Марья – желтенький.

А парни похрабрее, дождавшись глухой полуночи, пробирались в глухие дебри в поисках цветка папоротника. Красивую историю таких поисков описал Н. В. Гоголь в повести «Вечер накануне Ивана Купалы», в которой он использовал сведения из популярной в его времена книги «Всякая всячина». В ней утверждалось: «Папорть (по-русски папоротник, или кочедыжник) цветет огненным цветом только в ночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его и будет так смел, что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад».

Дни Ивана Купалы считались вершиной летних крестьянских праздников, начало которым клала Троица. А заканчивались летние торжества, наполненные различными игрищами и забавами, не менее светлым и чтимым Петровым днем...

Источник: www.istranet.ru

Оставить коментарий:

автор -    e-mail -



  Реклама  

  Бизнес информация  



  Киноафиша  

Copyright 2008 © www.istra-portal.ru
 

Полезная информация